Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В городе Выборге с начала 1710-х годов располагался русский гарнизон, Петр 1 при посещении города в 1720 году подписал указ о восстановлении из руин лютеранского Кафедрального собора и переоборудовании его в Храм Рождества Христово, выделил казенные деньги для этого главного гарнизонного храма. Позднее военное руководство распорядилось о строительстве и госпитальной церкви, ее предшественница упоминается в документах в 1753г. как “Храм Христов”. По воспоминаниям, вначале он располагался на месте будущей Ильинской церкви, где возможно была старая военная больница. Больничная церковь называлась также “Церковь оживляющего (возрождающего) источника”. В 1754г. выборгские городские власти назначили на должность областного хирурга И.К. Вилкенса. В 1758г. он взял под наблюдение лазарет, называвшийся “областным госпиталем”. Церковь эта впоследствии сгорела и госпитальный храм переместили в Петровский пригород, к самому краю Аннинского парка.

Храм Петра и Павла при госпитале.

Деревянная Петропавловская госпитальная церковь расположилась в Петровском форштадте, слева от Пиетаринтие (Петровской дороги), напротив от дороги находился квартала казарм Рязанского и Шлиссельбургского полков. От дороги их отделяли постройки квартала протяженостью по 50 м. Короткий отрезок Больничной улицы соединял казарменный двор с шоссе в этом месте под углом отходила аллея, ведущая в гору к церкви у края Аннинского парка.

Госпитальная церковь разместилась в парке. Это об этом свидетельствуют документы на покупку права на владение Аннинским парком вице–губернатором Нейдхардом в 1791г., ему продали территорию за исключением места, на котором располагалась русская церковь. Аннинский парк в последствии был уничтожен в связи с началом строительства железной дороги. Советник Лангелл в 1786г. объявил, что военная больница с церковью “недавно” сгорела. Какой была эта сгоревшая церковь можно узнать. На составленном Финляндским Губернским правлением плане 1799г. есть иллюстрация, подписанная “госпитальная церковь в Нейтсютниеми” (Девичий мыс), датированная 1787 годом. Эта иллюстрация подходит к плану церкви в Аннинском парке. Над внутренним пространством храма возвышался купол, увенчанный луковицей с высоким православным крестом. Храм в плане был прямоугольным. Об отделке ничего не известно. Вскоре после этого пожара храм перенесли на 160 м к северо-западу. Место под церковь отвели в южной стороне госпитальной территории, там где к 1932г. построили здание военного госпиталя, в 50м. от Нейтсютниеменкату. Под госпиталь была отведена довольно большая площадь (>4,5га) на северном берегу мыса, еще не соединенного с о. Сорвали мостом.

Госпитальная церковь на Нейтсютниеми подчинялась Преображенскому собору, главной православной церкви города Выборга. На пышную отделку госпитальной церкви указывает Лимнел, а также Руут в своей “Истории Выборга. Он говорит также, что “во время праздника 13.01.1874г. наместническое правительство отправилось на торжественное богослужение в госпитальную церковь”, он же упоминает, что “21 января 1874г. наместническое правление участвовало в большом праздничном шествии. Все должностные лица собрались сначала в зале заседаний, а оттуда торжественно отправились в главный собор”. Городские чиновники и гениралитет входили в состав “Православного Карельского братства”, которое содействовало в восстановлении и украшении церквей, занималось православным образованием и воспитанием, а также издавали книги. Госпитальная Церковь получала от города арендную плату, оплачено было и освещение (люстра). Условия жизни лютеранских священников были лучше, поэтому губернатор Щербатов потребовал выплачивать госпитальной церкви по 100 рублей в год для священнослужителей из городской казны.

Госпитальная церковь была открыта до 1918 г., пока в ходе гражданской войны в Финляндии русские войска не оставили страну. Сегодня храм возрождается из небытия. Это первая православная церковь в черте города, встречающая путешественников из стран Скандинавии.

 

 

© Выборгское благочиние.

Военный Отдел Московского Патриархата