Спасо-Преображенский собор г. Выборг

Настоятель - протоиерей Лев Львович Церпицкий.

Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером.

Начало утренней службы в Великом посту: в будние дни 9.00; в субботу 9.40; в воскресенье в 7.00 и в 10.00. Вечернее богослужение начинается в 17.00.

Собор.Вид с площади

Первая православная церковь появилась в Выборге после взятия города войсками Петра I в 1710 году. Выборжанам печально известны руины, стоящие на углу улиц Сторожевой башни и Подгорной. Тут было одно из древних зданий Выборга — Кафедральный собор. Деревянная церковь здесь строилась еще в 1350 году. Это и последующие здания гибли в пожарах и войнах. Наконец в 1494 году построили Кафедральный собор. Но во время отмеченной осады Выборга он оказался на рубеже наиболее интенсивного артиллерийского огня осаждающих и был сильно поврежден. Позже жители Выборга представили русской военной администрации список зданий, которые они хотели бы отремонтировать и продолжать ими пользоваться. Петр I был немало удивлен, когда не увидел в этом списке Кафедрального собора. Видимо он был настолько разрушен, что восстановление его горожанам казалось невозможным.

К этому времени относится документ "Доношение Святейшему Синоду", отмеченный 24-м июня 1720 года. В его основу лег Указ Петра I, который он издал, находясь в нашем городе. В Указе, в частности, говорилось: "...в Выборге большую кирку отделать".

К 1722 году бывший лютеранский собор отремонтировали, и в нем открылась православная церковь во имя Рождества Христова, которая действовала до 1788 года. Еще в 1788 году имел место проект строительства колокольни над крышей этой, по существу, первой российской соборной церкви в Выборге, но осуществлен он не был. Естественно, что былого величия и богатства лютеранского собора Рождественская церковь иметь не могла. В наследство от своего предшественника она получила лишь кем-то сохраненные два потира (чаши) отмеченные латинскими надписями и 1651-м годом, ковчег старинной работы, напечатанное в 1703 году Евангелие. Видимо уже позже поступили девять небольших паникадил с надписью по-русски: "Для поминовения по душе своей отказал в церковь капитан Никита Русинов. 1746 год". Сохранилась традиция хоронить под полом храма и близ него знатных горожан.

Рождественская церковь закрылась в связи с событиями общегосударственной важности. Летом 1783 года, с остановкой в Выборге, ехала на переговоры со шведским королем Густавом III Екатерина II. В свите императрицы, состоящей из двенадцати человек, следовали влиятельные государственные деятели: президент Петербургской Академии наук Е.Р.Дашкова, председатель коллегии иностранных дел А.А.Безбородко. Как полагают, в карете АА.Безбородко ехал не имеющий отношения к свите Николай Александрович Львов , разносторонне одаренный человек, уже известный петербургский архитектор, своеобразный поэт, талантливый музыкант, садовод, рисовальщик и гравер. Неоспоримым свидетельством его участия в этой поездке служит созданная им тогда гравюра в круге "Вид Выборгского замка", воспроизведенная в редкой для России технике энкаустики.

О необходимости постройки новой русской церкви в Выборге говорил в своем докладе Екатерине II губернатор В.К.Энгельгарт, Выполнение эскизного проекта церкви могло быть предложено тут же Н.А.Львову. В фондах музея архитектуры Донского монастыря в Москве хранится гравированный список работ архитектора, в котором под номером 26 значится церковь в Выборге. Чертеж Н.А.Львова воспроизводил один из аналогов купольно-апсидной планировки храма античного Рима. В начале 1780-х годов архитектор побывал в Италии, после чего выступил в качестве переводчика трактата об архитектуре А.Палладио, одного из ранних теоретиков зодчества. Влияние этого мастера заметно на ряде построек Н.А.Львова.

внутренний вид собора на 1889г.

В августе 1784 года на должность "механика" в строительный отдел Выборгского наместничества приняли приехавшего из Ревеля (Таллина) Иоганна Брокмана . Сохранившиеся чертежи, выполненные его рукой, свидетельствуют о его несомненных способностях к архитектурному проектированию. Известно, что он около двух десятилетий работал губернским архитектором в Выборге. Кстати, Н.А.Львов также не был дипломированным зодчим. 13 декабря 1786 года под № 16477 "состоялось Высочайшее повеление построить в Выборге храм соборный, не на старом месте, а на новом, на площади города, наряду с правительственными местами и домом губернатора. Потребные на это издержки должно было покрыть из государственного казначейства, а не из местных средств".

Через три года после посещения Выборга Н.А.Львовым, И.Брокман воспользовался, в хорошем смысле этого слова, его эскизным проектом. Не меняя плана, композиции и пропорций церкви, он лишь уменьшил ее размеры. Эти чертежи, не датированные, но подписанные И.Брокманом, находятся в Государственном архиве Финляндии.

Первоначальный проект Спасо-Преображенского собора, выполненный И.Брокманом с использованием в нем эскиза петербургского архитектора Н.А.Львова

К строительству собора приступили в 1787  году, и оно продолжалось длительный период. Церковное здание не раз перепланировалось, обретало новые объемы, перекладывались заново его стены, видоизменялись интерьеры и их художественное убранство... А древний кафедральный собор, позже — Рождественскую православную церковь, передали военному ведомству для устройства в ней продовольственного склада.

После современных исследований и публикаций, в частности, Ю.И.Китнера, русского ученого, живущего в Финляндии, история строительства Выборгского Спасо-Преображенского собора может быть ныне изложена более полно и достоверно, чем это представлялось возможным ранее.

В первоначальном виде возведенная купольно-апсидная часть нынешнего церковного комплекса имела кубообразную форму с полусферическим покрытием и боковыми притворами.

1790г. первоначальный вид храма

В них с северной и южной сторон имелись входные двери. Главный вход украсил четырехколонный портик, поддерживающий треугольный фронтон. В таком виде здание простояло пять лет. В этот период колокольней церкви служила старая Часовая башня, что было очень неудобно из-за большой отдаленности. Новую колокольню для храма сначала построили стоящей отдельно от него. Потом их соединили вновь возведенным "придельным" объемом. В интерьере имелись опиравшиеся на столбы хоры. Работами по возведению церкви руководил строительный мастер Яков Лунд , велись они на государственные средства, отпущенные в сумме 32772 рубля. Первым протоиереем стал Василий Федоров. 

В январе 1804 года новый протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского собора Федор Логиновский вынужден был обратиться с рапортом к архиепископу Санкт-Петербургскому Амвросию, в котором сообщал следующее: "В святом алтаре и внутри церкви придельной полы все провалились и с великой опасностью священнодействие производить можно". Далее в своем рапорте он настаивал на необходимости срочного ремонта. В июне 1806 года последевал указ от Духовной консистории: в соборе следует "ветхости все исправить дозволить, предписав, дабы и впредь все содержано было в исправности, употребя на то церковную сумму с надлежащим порядком".

В 1811 году появилась необходимость купить дом для причта собора. Но средств на это, как и на ремонт самого храма, не было. Только деловитость и настойчивость протоиерея Ф.Логиновского принесли успех: в сентябре 1816 года от Комиссии Духовных училищ "С высочайшего позволения" на ремонт храма и приобретение дома отпустили крупную сумму в 44913 рублей 65 копеек. При этом отцу протоиерею был вручен план собора и чертеж его фасада. Эти графические документы и смету выполнил годом раньше выборгский инженер генерал-майор Сулема.

план перестройки алтаря и расширения колокольни

На полученные средства собор полностью обновили. После завершения работ, в число которых вошли переделка всех полов и кровли, общий план собора не менялся:

план собора на сегодняшний день

он сохранял прежнюю форму продолговатого креста. 14 сентября 1817 года  обновленный храм при большом стечении прихожан освятили. Над собором поблескивал "вызолоченный червонным золотом медный крест", выполненный санкт-петербургским мастером С.Д.Гусевым. Протоиерея Ф.Логиновского удостоили самой большой благодар­ности за усердие в заботе о церкви.

Восемь лет спустя прихожане вновь обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому, Новгородскому и Финляндскому Серафиму с просьбой разрешить на собственные средства сделать в неотапливаемой части храма новые позолоченные рамы к образам, а стены "покрыть приличными колерными красками", а также обновить попортившуюся там живопись. Все эти работы к 1825 году выполнили. В 1838 году на колокольне появился новый колокол дар фридрихсгамского купца Ф.Набилкина.

Тихвинская икона собора - сейчас в Финляндии

Следует отметить, что строительство собора шло в общем русле одновременного формирования всего классицистического ансамбля площади, названной Соборной, ныне — Театральной. Осуществлялся "План губернского города Выборга", который был "сочинен в Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы", и утвержден был Екатериной II 14 августа 1794 года. Напротив церковного комплекса строили здание магистрата и подковообразный в плане Гостиный двор по проекту Дж.Кваренги. С западной стороны собора дворец наместника, а с восточной — здание присутственных мест. В связи со смертью императрицы строительство последнего отложили. На этом месте возвели четыре корпуса казарм.

Позже ближайший из них к Крепостной улице разобрали, а три других сохранились до наших дней. Остался недостроенным и Гостиный двор. В 1913 году разобрали и возведенное его восточное крыло. Близ этого места ныне стоит здание кинотеатра "Выборг".

Таким образом, Спасо-Преображенский собор с начала истории своего строительства, и в последующее время, являлся доминирующим компонентом ансамбля площади, к сожалению былого.

Застройка Соборной площади служит наиболее ярким примером влияния петербургской школы зодчества на архитектуру Выборга в конце XVIII — начале XIX веков.

Реконструированный и капитально отремонтированный в 1817 году Выборгский Спасо-Преображенский собор прослужил своим прихожанам менее полувека. Акт о его состоянии составили 14 мая 1862 года. В нем отмечались существенные изъяны в конструкциях здания, без устранения которых богослужения в храме были небезопасны. Указывалось, что возведенные на слабом грунте стены "придельного" объема, соединившего колокольню с купольно-апсидной частью собора, в ряде мест имеют большие сквозные трещины. Это предвещало возможность их полного разрушения в самый неподходящий момент. Эти стены требовали немедленной разборки и перекладки до самого основания. Необходимо было заметно покосившиеся внутренние стены в притворе также переложить толщиной не менее чем в два кирпича. Для большей вместимости, а при наиболее торжественных праздниках прелагалось "два придела, находящиеся в середине соборного здания, перенести в главный собор и поставить в имеющихся приличных для того местах на одной линии с алтарем оного". Учитывались и условия проекта 1858 года о размещении ризницы и комнат для сторожей в новом каменном флигеле.

На колокольне собора еще в 1797 году мастером Эльфстремом были установлены башенные часы. Но их бой стал перебивать звон часов, установленных на соседней башне городского полицейского управления. В связи с этим, а также учитывая, что они пришли "в совершенную ветхость", часы на колокольне собора решили разобрать и оформить ее луковичными главками. Предназначенные по смете на ремонт часов 1500 рублей серебром впоследствии использовали при перекладке стен.

О ходе работ по капитальному ремонту собора можно судить по контракту, заключенному с подрядчиком Андреем Седерваллером, богатым выборгским купцом-книготорговцем. Проект реконструкции церковного здания выполнил инженер-поручик Титов. Участие в проектировании принимал и "С.-Петербургской епархии архитектор Карпов". Он же осуществлял контроль за строительными работами. К рабочим был приставлен казенный десятник Тимофей Родионов. Всеми вопросами капитального ремонта и возведения новых объемов церковного здания занимался "Общего Присутствия Строительный комитет по возобновлению соборного здания Выборгского Преображенского собора". Председателем Комитета выбрали протоиерея Владимира Виноградова. Учет материалов и произведенных работ, а также всю отчетность но "приходу и расходу" поручили члену Комитета выборгскому купцу Герману Галочкину.

Во время ремонтно-реставрационных работ в соборе богослужения проходили во временно построенном деревянном здании и церкви Илии пророка, стоявшей на Ильинской горе.

"Лета 1861 года ноября месяца Финляндское Духовное Правление на основании определения Святейшего Правительственного Синода" ассигновало 34100 рублей серебром на все работы, связанные с реконструкцией и ремонтом собора в Выборге.

Однако при этом был предъявлен ряд требований и условий. Они нашли отражение в шестнадцати пунктах контракта, заключенного с подрядчиком А.Седерваллером.

Знакомство с этим документом представляет для нас интерес не только в связи с историей двухсотлетнего существования православного храма в нашем городе. В нем четко прослеживаются принципы деловых отношений наших предшественников двухвековой давности. В контракте строго регламентированы и обусловлены отношения между заказчиком и подрядчиком, порядок организации и снабжения, охраны строящегося объекта, а также завезенных материалов, контроль за финансированием и сроками поэтапного завершения работ.

В Петербурге, а частично на месте, выполнялись художественные работы живописцем Саввой Васильевичем Постемским — художником Императорской Академии художеств. Архитектуру собора дополнила зелень разбитой вокруг него эспланады и чугунная решетка ограждения на гранитном основании, изготовленная в Выборге.

проект иконостаса

Во время реконструкции собора 1889 года до современных размеров увеличили алтарь, к колокольне пристроили помещения, где жили сторожа и хранилось топливо.

В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Последняя переделка в соборе осуществлялась по чертежам выборгского десятника А.Исаксона. Она заключалась в том, что между колоннами портика при входе прорубили щелевидные окна и проемы круглой формы для проникновения света в нижний ярус колокольни. Архитектурные массы и ордерные элементы, введенные в композицию собора при его реконструкции, вполне масштабны, соразмерны и гармонично сочетаются с первоначальной частью здания.

Не посвященный в историю постройки зритель вряд ли почувствует, что она длилась более ста лет. В 1937 году в финском Выборге Спасо-Преображенский собор торжественно отметил свое 150-летие, а в наше время в 1987 году — 200-летие.

24.06.1996г. Е.Е.Кепп, искусствовед.

 

© Выборгское благочиние.