«Забытая Святыня»

В 1710 году императором Петром Великим был взят Выборг. По свидетельству шведского историка, Петр предложил жителям указать, какие принадлежавшие городу здания они желали бы получить вновь в свое ведение, и что тогда жители забыли о своем соборе. Как бы оправдывая этот отказ от своей святыни, тот же историк говорит: „что выборгским жителям, был предоставлен, свободный выбор, и они без сожаления отдали свою церковь с могилами отцов то это был акт жестокой необходимости. Ибо как они, лишенные всего, могли думать о реставрации здания таких размеров, когда ни на какую помощь, ни от прихода, ни от правительства уже нельзя было рассчитывать. Чем носиться с невыполненными планами, не лучше ли было обоим приходам (шведскому и финскому) совместными силами привести в порядок монастырскую церковь и поочередно пользоваться ею для богослужений.

Что при осаде города храм действительно пострадал видно из того, что жители были приведены к присяге не в соборной церкви, а в монастырской, и что бургомистр Теслёв, который в это время умер, был погребен также в монастырской церкви. Петр Великий, по словам того же историка, был удивлен, что жители так легко расстались со своею святынею и тут - же сказал, что в таком случае он берет храм в свое ведение. «И вот», восклицает бытописатель, «теперь этот многовековый храм уже более не лютеранская церковь; после многих тяжелых бедствий он переменил свое вероисповедание на греко-православное».

С переходом собора к русским, он был отремонтирован и приспособлен к совершению в нем православного богослужения. Внешний вид храма, однако, остался без изменения, внутри же в восточной его части был устроен алтарь и поставлен иконостас. Кроме главного алтаря и престола в честь Рождества Христова, был еще придел во имя св. апостолов Петра и Павла. Есть указание, что император Петр Великий, находясь под Выборгом, приказал устроить временную походную церковь, по всей вероятности полотняную, какая и была освящена новгородским митрополитом Иовом в честь апостолов Петра и Павла. Впоследствии, когда из лютеранской церкви был устроен православный Рождественский Собор, сюда был перенесен св. престол, и антиминс из временной походной церкви и устроен придел во имя св. апостолов Петра и Павла. Неизвестно в точности, когда именно освящен был собор, но, во всяком случае, не позднее 1722 года, о чем свидетельствует документ, приложенный к протоколу Выборгского ротгаузского суда от 8 мая того же года, в котором говорится о Соборной церкви, как уже освященной. В записках историка Болотова (1738—1794гг.), относящихся к этому времени, находим: «Город Выборг разделяется на две части: одну — большую часть составляет старинная крепость, наполненная довольно изрядным немецким каменным строением и имеющая внутри себя несколько кирок и церквей. Одна, наизнаменитейшая из них превращена была в нашу церковь и была соборная».

Первая православная церковь Выборга не могла быть богата, так как прихожан было сравнительно немного, да и те были люди небогатые; большинство составляли местные войска, затем немногие русское торговцы и промышленники. Из церковной утвари того времени, уцелевшей и хранящейся до сих пор в Выборгском Преображенском Соборе, достойны внимания следующие предметы:

1) 2 потира (чаши), из них один серебропозлащенный, а другой серебряный; на первом надпись: „а nn о 1651», а внизу на подножии: „А ndreas Sh а sp е nb а rh А n е neta R о s е nb оуе rs ». - Вероятно случайное достояние от бывшего лютеранского собора.

2) Ковчег также серебропозлащеный, устроенный, судя по грубой отделке, в очень давнее время

3) Евангелие, напечатанное в 1703 году.

4) 9 небольших серебряных паникадил с надписью: „Для поминовения по душе своей отказал в церковь капитан Никита Русинов 1746г.

5) Серебряное блюдо, посреди которого изображен И. Христос с надписью над главою: « Salvator mundi » (Спаситель мира).

Новоустроенный собор, как и во времена католичества и лютеранства также стал служить местом последнего упокоения для многих православных обитателей Выборга, чем-либо ознаменовавших себя. Так в подвале здания есть надгробная плита со следующей надписью: «. М. П. Т. монаха Силь... 173» (т. е. на сем месте покоится тело монаха Сильвестра). Согласно историческим данным можно полагать, что под плитою погребено в 1735 году тело бывшего митрополита Казанского Сильвестра, сосланного за мужественную защиту церкви во времена Бироновщины в 1732 году в город Выборг и скончавшегося здесь 31 Мая 1735 года. Сама плита находится именно там, где, по всей вероятности, были алтарь и престол Рождественского Собора. Здесь же погребен командир, стоявшего в Выборге, Белозерского полка, полковник Болотов, отец историка А. Т. Болотова. В его записках читаем: „погребение (его отца) было с пышной церемонию; весь полк был в параде, а знатный деташементъ (отряд) последовал за гробницей от самой квартиры до соборной церкви, где назначено его похоронить... могила выкопана была внутри самой сей соборной церкви, подле самого второго среднего столба, в левой стороне находящаяся. Сие обстоятельство замечаю я для того, чтобы в случай, если судьбе будет угодно завести в сей город кого-либо из детей или потомков моих, могли бы они безошибочно отыскать то место, где покоятся кости и прах сего их предка, достойного того, чтобы оросили они оное своими слезами». Несомненно, что кроме означенных лиц, здесь погребены и другие неизвестные русские люди, но сведений о них не сохранилось. В 1738 году Рождественский Собор подвергся разорению от пожара; на возобновление его императрица Анна Иоанновна пожаловала 1000 рублей из наличных денег Выборгской портовой таможни. Дальнейшая история сего собора такова: 21 июня 1793 года сгорела вновь как церковь, так и колокольня с часами, и когда они после того были воздвигнуты из развалин, то им уже суждено было служить совершенно иным целям, чем прежде.

В 1799 году состоялся указ о продаже стен Рождественского Собора, а не задолго до того,а именно в 1788 году, был выстроен новый (ныне существующий Преображенский) Собор. В 1805 году Финляндское Духовное Правление запрашивает Финляндское губернское Правление, „когда именно прежний без употребления собор, здесь в Выборге состояний, продан в Провиантское Депо, за сколько именно, и куда вырученные деньги за оный поступили, а равномерно, бывшая при оном соборе колокольня, обращенная ныне в башню для городских часов, с какого повеления поступила в городское ведомство». Губернское Правление отвечает, „что по выправкам ни малейшего сведения не отыскано, каким образом колокольня сия досталась в ведомство магистрата, а считалась она, и по утверждению старых здешних обывателей, с древнейших времен, всегда городского ведомства, и потому в 1753 году поставлены были в оную купленные тогда для города часы, и башня сия после того всегда со стороны города исправлялась починкою, а после бывшего в городе 1793 года великого пожара, выстроена вновь из общественных!» городских доходов, снабжена часами и доселе городом содержится.

Из дальнейшей переписки того же Духовного Правления с С.-Петербургской Консисторией и С.-Петербургским Провиантским Депо выясняется, „что за обращаемыя в Выборге от упраздненной Соборной церкви на магазейи каменная стены, уступаемые за 5 тысяч рублей, на основании разрешения Государственной Военной Коллегии от 13 Декабря 1804 года последовавшего, назначили выдачу тех денег с распискою оного Правления присутствующего протоиерея Федора Логиневского, и предписали, что вышеозначенные стены принять». Стены по приказанию Финляндского военного Губернатора Александра Васильевича Обрезкова сданы были по описи в Ведомство Финляндских провиантских комиссионеров в присутствии Соборного ключаря священника Лукилиана Иоаннова 13 Декабря 1805 года. И вот с тех пор в течение более ста лет древняя святыня находится в забвении, в грустном запустении на месте святом. Это прибежище несчастных и обуреваемых, источник утешения и радости в течении стольких столетий, где преемственно возносились молитвы людьми трех христианских исповеданий - святыня эта по воле равнодушных людей, превращена в простой амбар, склад продуктов, оружия и орудий.

Уже звон колоколов не призывает больше к молитве ни по римо-католическому, ни по лютеранскому, ни по православному обряду. Не слышится более ни католических гимнов, ни лютеранских псалмов, распеваемых под могучие звуки органа, ни умилительного православного богослужения. Могилы предков, могилы сподвижников Великого Петра в забвении и разрушении. Какая горькая историческая ирония.

По материалам священника Н.Крестовоздвиженского

В таком запустении собор находился в течение 120 лет, пока в 1913 году в нем была устроена церковь 8-го финляндского полка в честь Трех Святителей.

В 1918 году после отделения Финляндии от России эта церковь была переделана в лютеранскую кирху...

Из книги "Церковная история Выборга и его окрестностей", сост.И.В. Трохова,СПб.,2007

Находившийся в запустении исторический памятник был окончательно разрушен во время Второй Мировой войны. Ныне от храма сохранились лишь грандиозные руины под стенами Часовой башни.

В советское время было несколько попыток привести руины в достойный вид. Одна из них – проект выборгского архитектора Соболева, предусматривала строительство на месте храма Центр эстетического воспитания с художественной школой и театральной сценой.

Второй проект предусматривал организацию краеведческого центра, с экспозицией в стенах собора истории пересечения на территории Выборга трех ветвей христианства.

P.S. С 1789 года Часовая башня исправно служила звонницей для нового собора, Спасо-Преображенского. На ней и по сей день, отсчитывая время, звучит колокол московского литья, с иконами Божий Матери Казанской и Николая Мирликийского.

 

© Выборгское благочиние.